
Или - почему правителю вредно говорить "государство - это я"
Опять про мифологическое (не очень хочется называть это мифологическим, но это такие типовые обобщения, что просто плакать хочется) С какой стороны знаем, с такой и говорим.
Почему люди говорят "война Путина", "операция Путина", чего-то там Путина?
Потому что в общественном сознании нет сложной системы веревочек, есть столкновение сил. У меня этот пример удачно всплыл в случае "стороны Врага" и спас мне мозг, поэтому я сейчас не в секте и не поддерживаю всякие государственные глупости, например.
И если кто-то достаточно долго развивает тему "государство - это я" - срабатывает обратный разворот. Коллективная ответсвенность как бы исчезает. Даже если его поддержала куча народу, он один. Он - это государство и, если это государство что-то такое натворило, то в глазах большинства он во всем виноват (причем плохое это или хорошее, неважно).
При этом он постоянно тратит ресурсы, деньги и заодно людей, которые к нему присоединяются. Больше их стать не может, только меньше. Это второе условие. Ведь "неодолимая сила", "человек-государство", должна постоянно себя демонстрировать. Сейчас их приходится занимать у Беларуси и даже в Хезболле.
Но вот человек заявил "государство - это я". Таким образом в пропаганде появляется дырка. Раз государство - это он, то он не мы.
У тех, кто хочет сопротивляться или хотя бы отползти, появляется спасительная для мозга (иногда - поздно проснувшегося мозга, хм) возможность отделить себя наконец от этой самой силы, и, возможно, ей противодействовать. Но только в том случае, если это действительно делал не ты. Если ты не был частью вот этой всей фигни. Поэтому ты моментально чувствуешь себя до фига одиноким и мелким, но дело уже сделано. Как только кто-то себя отделил, почему его бросаются запихивать обратно? Потому что количество людей на стороне Пу должно постоянно расти, если он чего-то хочет добиться, он же их постоянно тратит. А тут оно уменьшилось и видно, что это возможно.
И поэтому не надо агриться, когда люди начинают говорить "война Путина". Они не обеляют себя. Они просто и незатейливо откалываются от основной массы. Те, кто уже давно чем-то реально занят, наверное, сейчас вообще мало что говорят, их не видно и я не могу судить о том, что где происходит. Но вот запахло жареным, а потом внезапно повсплывало то, что люди боялись делать до того - кто-то кинул коктейль Молотова в Кремлевскую стену, тетка на заседании Семилукского районного совета толкнула речь за Украину, в поездах Мск вдруг включили минутку правды по громкой связи, а хакеры слили Центробанк. Если бы люди, задолбанные пропагандой, не могли отделить себя от государства, этого всего бы просто не было.
Теперь бинго.
Люди, которые поддерживают войну, говорят "Россия".